Главная
Обзорная экскурсия
Исторические места
Алмазный фонд
Кремлевский дворец
GISMETEO: Погода по г.Москва

Пробки на Яндекс.Картах

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — самая известная картинная галерея Москвы. Здесь собраны коллекции картин самых известных художников России за период с XI по XX века.

Появление знаменитой столичной галереи напрямую связано с именем известного купца, мецената и искусствоведа — Павла Третьякова. В середине 1850-х годов он приобрел 11 графических листов, которые и положили начало его коллекции. Первое время Третьяков отдавал предпочтение произведениям голландских мастеров, но уже к 1856 году он принял решение о создании своей личной коллекции картин, основой которой все же стали произведения соотечественников. Первое время Павел Михайлович покупал работы еще малоизвестных, начинающих художников-современников.

Многие восхищались требовательным вкусом Третьякова. Стоит отметить, что нередко он покупал картины вопреки мнению критиков и признанных авторитетов. В последствии, если работа оказывалась у Третьякова, это было равнозначно общественному признанию. Среди живописцев он пользовался особым доверием: ему первому они показывали свои работы.

История Третьяковской галереи тесно связана с Товариществом художников-передвижников, работы которых представлены здесь наиболее полно. Известно, что именно Третьяков поддерживал их морально и физически.

Коллекция Третьякова непрерывно пополнялась. В июле 1892 года к коллекции Павла Михайловича присоединилось небольшое, но ценное собрание картин иностранных и российских художников, принадлежавшее ранее его брату — Сергею Михайловичу. Месяц спустя Павел Михайлович передал свое собрание (включая и собрание брата) в дар Москве. В его коллекциях находилось 1287 произведений живописи, 518 рисунков, 9 скульптурных работ российских мастеров; также — 75 картин и 8 рисунков иностранных художников, в основном французских и немецких. Общая стоимость коллекции превышала 1 429 000 рублей. Тогда П. М. Третьяков был признан почетным гражданином Москвы.

В августе 1893 года галерея, названная «Московской городской художественной галереей имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых», вновь открыла свои залы для свободного посещения. В 1890-е годы в собрания галереи вошли картины Серова («Девушка, освещенная солнцем»), Репина (различные портреты), Саврасова («Проселок»).

В июне 1899 года Московская городская дума приняла решение создать попечительский Совет — орган по управлению Галереей. В состав Совета входили: городской голова — В. М. Голицын (председатель Совета), В. А. Серов — от российских художников, И. С. Остроухов и И. Е. Цветков — от столичных коллекционеров, Третьякова Александра Павловна — от семьи основателя. Первое решение Совета — приспособить дом Третьяковых для нужд коллекции. В связи с этим, в 1904 году по проекту Васнецова был возведен новый фасад здания, выполненный в «русском стиле». С тех пор он стал эмблемой Третьяковской галереи. Стоит отметить, что, несмотря на строительные работы, галерея оставалась доступной для посещения. За это время здесь побывало 130 548 человек.

Главной же целью Совета всегда оставалось пополнение коллекции за счет картин современных художников. За первые годы его работы в состав собрания вошло более семидесяти произведений, большинство которых были приобретены у художников, входивших в объединения «Мир искусства», «Союз русских художников» и участников выставки «Голубая роза».

Также в 1899 году наследники Павла Михайловича передали Совету 62 иконы, на основе которых в 1904 году была создана экспозиция иконописи.

В 1917 году директором Третьяковской галереи стал И. Э. Грабарь — архитектор, художник и искусствовед (с 1913 по 1917 он являлся попечителем). В 1913-1915 годах он полностью изменил экспозицию: картины коллекции расположили в соответствии с последовательностью важнейших этапов развития российской живописи, начиная с древности и заканчивая работами художников 1900-х годов. Немаловажно, что Грабарь впервые в отечественной практике использовал такой принцип расположения экспонатов галереи (историко-монографический). В последствии, он стал использоваться как в картинных галереях, так и в музеях.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и с этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей.

В период с 1910 по 1930 собрания Третьяковской галереи значительно пополнились. Здесь появились полотна К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара, В. Гога, П. Гогена (ныне они располагаются в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина), К. А. Коровина, В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Сомова, Д. Г. Левицкого, М. А. Врубеля, Ф. С. Рокотова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, П. П. Кончаловского, Р. Р. Фалька, а также знаменитая , картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857).

С началом Великой Отечественной войны картины «Третьяковки» были убраны со стен, вынуты из рам и эвакуированы в Новосибирск вместе с собраниями ГМИИ имени Пушкина, Государственного музея нового западного искусства, Музея восточных культур. Ответственным за весь груз назначили директора Третьяковской галереи А. И. Замошкин. Известно, что за время войны в Новосибирске и Москве все же проходили выставки (всего их было около 20-ти).

17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта. В течение последующего десятилетия в Третьяковской галерее прошло огромное количество выставок советских художников XVIII-XIX веков. В 60-е и 70-е годы практически все выставки были посвящены искусству XIX-конца XX веков. Тогда же «Третьяковка» стала организовывать передвижные выставки с целью ознакомить жителей других городов страны с произведениями живописи известнейших мастеров.

В 1960-1980-е годы залы галереи с трудом вмещали огромное количество посетителей, экскурсий. Так, к середине 80-х годов правительством было принято решение об увеличении площади Третьяковской галереи. В 1985 году «Государственная картинная галерея», располагавшаяся на Крымском валу, была объединена с Третьяковской галереей в единый комплекс, сохранив название «Государственная Третьяковская галерея». В 1986 году началась реставрация основного здания Галереи. Тогда расширили центр комплекса (за счет застройки внутренних двориков) и разместили там основную экспозицию. В это же время к Галерее на правах отделов был присоединен ряд мемориальных московских музеев: Дом-музей П. Д. Корина, Дом-музей В. М. Васнецова. Тогда же Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения, а с 1994 года — Всероссийского. В 1989 году с южной стороны был построен новый корпус, который предназначался для выставочных залов, конференц-зала и детской изостудии.

В апреле 1995 года открылась обновленная экспозиция русского искусства в Лаврушенском переулке. Традиционное расположение материалов было практически полностью сохранено. Так как помещения были расширены, появилась возможность расширить экспозицию древнерусского искусства, выделить отдельные залы для скульптуры и графики.

Таким образом, в наши дни в залах Третьяковской галереи наиболее полно представлена панорама русской культуры не только прошлого столетия, но и периода с XI по XIX века. В заключение стоит отметить, что 2006 — юбилейный год для «Третьяковки»: ей «исполняется» 150 лет.

moscowsights.ru

(с) 2024 www.mosekskurs.ru